С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ!
Роща юная белоствольная, На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое, Троица! Звоны чистые колокольные Разливаются в поднебесье. Славят Троицу нивы привольные, Славят птицы звонкою песнею. И любое Божье творение, Повторяя молитву вслух, Славит Вечное единение – Бог-Отец, Бог-Сын, и Бог-Дух!!!
Праздник Пятидесятницы. День Святой Троицы.
Глава из Закона Божия Серафима Слободского
Сошествие Святого Духа на апостолов
Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками.
Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Пятидесятница
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.
Святая Пятидесятница
В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).
Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.
В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный...».
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
История праздника
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
|
|
|
|
|
|
|
|